Миссионерский листок «Православие против магии». 2013 г. часть I.

 

P8103777_tn

Отпечатано т.1000 экз., бумага офсетная формата А3, 4 полосы для распространения на приходах благочиния.

Скачать в формате .CDR можно отсюда , а отсюда — в формате .PDF

_

ПРАВОСЛАВИЕ ПРОТИВ МАГИИ

   Недавно во время олимпиады в Пекине наши спортсмены, опасаясь «козней китайских экстрасенсов», прибегли к таким «проверенным, надежным средствам», как «щепотка соли, рыбья чешуя, православный крестик» и тому подобное. Практически в каждой рекламной газете легко найти целые полосы, посвященные оккультным услугам. Передачи, фактически рекламирующие «народных целителей», идут в самое удобное время. Несомненно, что речь идет о процветающей индустрии; люди охотно обращаются к «миру непознанного» и относятся к нему, судя по готовности выкладывать свои кровные, вполне серьезно.

— Наверно, надо начертить на земле круг и написать в нем всякие таинственные слова непонятными буквами, и встать в него, и произносить разные заклинания?

— Нет, — сказал Юстас, поразмыслив.

— Я тоже примерно так думал, только эти круги и заклинания все-таки чушь собачья. По-моему, они Ему не понравятся. Как будто мы Его хотим заставить что-то сделать. А мы Его можем только просить.

К. С. Льюис. Серебряное кресло

Мистическая путаница

   Для человека, который не знает о Православии практически ничего, — а у нас как рядовые телезрители, так и многие академики ничего не знают, — Православие и оккультизм сливаются в какую-то неразличимую муть, загадочно-привлекательную для одних и отталкивающую для других. Положение усугубляется тем, что многие оккультные «целители» используют православную атрибутику и изображают себя православными людьми. Такое восприятие порождает ряд недоразумений. Резкая критика «религии» и распространения «религиозного мировоззрения», которую время от времени высказывают некоторые представители академических кругов, относится во многом к этому «миру непознанного» из вечерних телепередач и популярных изданий. Между тем Церковь не только не имеет никакого отношения ко всему этому, но и является единственной силой, способной противостоять суеверию, против которого академическая наука и образование оказываются бессильны. Кроме того, множество «рядовых телезрителей», искренне полагающих себя православными христианами, с легкостью обращаются к языческим и оккультным практикам, совершенно не думая при этом, что совершают нечто неправильное. Эти недоразумения следует разъяснить: с одной стороны, мы никак не можем принять упреки людей неверующих — часто обращенные просто не по адресу, с другой — должны предостеречь людей, которые полагают какие-то формы оккультизма совместимыми с Православной верой.

Поиск безопасности

   Знаменитый антрополог Бронислав Малиновский, исследуя представления о мире жителей Тробрианских островов, обратил внимание на то, что эти люди, известные своей приверженностью магии, в то же время способны действовать вполне рационально. Они строят лодки, руководствуясь несложными, но вполне «инженерными» расчетами; весьма рассудительно подходят к сельскохозяйственным работам; накапливают знания об окружающем мире и вполне в состоянии разумно действовать в соответствии с тем, что им известно. Им в голову не придет пытаться заменить трезвый расчет при постройке лодки или при проведении сельхозработ магией. Тем не менее ни одно важное событие — ни постройка лодки, ни сев, ни жатва — не обходятся без соответствующих магических ритуалов. Почему? Потому что человеческая жизнь уязвима. Вы можете построить превосходную лодку, а буря ее потопит. Вы можете заботиться о посевах, а их погубит болезнь или вредители. Магия — это попытка обезопасить себя там, где обычные, «рациональные» методы бессильны. Можно ли сказать, что житель современного мегаполиса незнаком с этим чувством уязвимости? Эта уязвимость принимает другие формы — человек может потерять работу, или впасть в нищету, или стать жертвой преступников, или заболеть раком, — но она никуда не исчезает. Магия, попытки установить связь с оккультными силами, чтобы застраховаться от опасностей и приобрести новые возможности, — реакция вполне понятная и для жителя Тробрианских островов, и для офисного клерка. Магия предлагает свой ответ на эту уязвимость — иллюзию могущества. Но очень скоро это воображаемое могущество начинает очень сильно разрушать способность человека чего-то добиваться в реальной жизни. Следуя суевериям, подгадывая под особое число или расставляя в квартире обереги, люди отказываются (в той или иной степени) от ответственности за свою жизнь и перекладывают ее на что-то пустое и вымышленное. Удачно ли сложится брак, зависит уже не от того, как оба супруга будут себя вести, а от того, в правильный ли день они его заключили. Успех в делах — не от личного трудолюбия, настойчивости и умения ладить с людьми, а от того, правильный ли амулет человек повесил на стену.Вы можете упорно учиться и работать, чтобы обеспечить себе — богатство вряд ли, а вот достаток — вполне возможно. Вы можете строить отношения с близкими людьми, что гораздо труднее, и учиться любви, смирению и прощению. Это требует больших усилий и иногда не приносит желаемых результатов. Магия предлагает какими-то обходными путями получить все сразу и готовым — так же, как казино предлагает возможность (такую же призрачную) быстро обогатиться. Человек, уставший от неудач, надеется на то, что ему повезет, и ставит свои деньги на рулетку. Он проигрывает, потом чуть-чуть выигрывает (этот бизнес так устроен, чтобы человек не срывался с поводка), потом снова и снова бежит к игровым автоматам, веря, что теперь-то ему повезет, теперь выпадет нужный номер, его затягивает, он разоряется, влезает в долги… Так и с оккультными услугами — почему не сработало в этот раз? Ну, наверное, у вас сильно загрязнена аура, нужны еще сеансы; если не сеансы, то нужно пройти курсы по улучшению энергетики; если и это пока не помогает, надо посетить такого-то знаменитого (или наоборот, тайного) мага, ученика тибетских лам/бурятских шаманов/африканских колдунов. Так активность человека, необходимая для учебы, труда, построения отношений с ближними, поглощается погоней за морковкой, которая всегда висит у человека перед носом, но которую он никогда не схватит. Так иллюзия могущества — или иллюзия хотя бы того, что у нас есть «магический» способ разобраться с нашими проблемами, — только делает человека еще более одиноким, несчастным и уязвимым.

Притяжение тайны

   Но есть и другая, и, возможно, более важная причина, по которой люди тянутся к миру таинственного. Человек жаждет чуда и тайны; он чувствует, что без них его жизнь неполна. Мир действительно не сводится к тому, что можно взвесить и измерить; в нем есть ужасающие бездны и недосягаемые высоты. Как слепые, мы живем среди сил и реальностей, о которых едва догадываемся, хотя в то же время чувствуем, что лишены чего-то важного. В человеке есть духовное измерение и жажда общения с духовным миром. Она может быть глубоко подавлена, но она есть. Английский поэт Томас Элиот сравнивал человека в мироздании с кошкой в библиотеке — он окружен знанием, которое не в состоянии постичь, до него доносятся отрывки разговоров, которые он не в состоянии понять. Впрочем, кошку вряд ли беспокоит неумение читать; а вот человек томится этой тайной — mysterium tremendum et fascinans*, тайной, с одной стороны, невыразимо притягательной, с другой — недоступной. Мы можем обрести что-то невыразимо прекрасное и таинственное, что-то, чего ищет и по чему тоскует наше сердце. Однако оккультизм вовсе не ведет к этой тайне. Он, напротив, закрывает единственную дверь, через которую к ней можно прийти.

Заговор и молитва

   В чем же главное различие между магией и верой? Речь идет о противоположных подходах к духовной реальности. В человеческих отношениях нам тоже приходится выбирать между двумя эти подходами — между манипуляцией и доверием. Можно пытаться (иногда довольно успешно) манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно — строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Обращаясь к той запредельной, вечной тайне, которую ищет человеческое сердце, маг пытается ее заставить, верующий пытается с ней поговорить. Если вы попробуете манипулировать людьми, вы останетесь в одиночестве. Если вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнять вашу волю — какое-то время, но это обернется еще более ужасной потерей. Показательный пример магического отношения к жизни являет так называемый приворот, который обещают практически в любом объявлении об оккультных услугах. Маги претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (или соперницу). Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь — к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг) — действительно отвечать потребности человека любить и быть любимым? Есть огромная разница между желанием «заполучить» этого человека и желанием установить с этим человеком близкие, доверительные личные отношения. С приворотом — а равно любым принуждением — такие отношения несовместимы. Так и попытки манипулировать сверхъестественным несовместимы с верой и любовью. Магическими заклинаниями и ритуалами человек вовсе не приближает себя к той тайне, по которой тоскует его сердце, — он отрезает себя от нее. Он пытается давить и манипулировать там, где можно только любить и доверять. Маг (колдун, ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами или существами, подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Он уверяет, что может — за ваши деньги — обеспечить вам нужный результат.Верующий понимает, что Богом манипулировать нельзя, и использовать Его в своих интересах — тоже. Его можно просить, но ответ не в руках того, кто просит, а Бога. Его нельзя заставить, нельзя подкупить, можно только попросить. Поэтому маг, предполагающий, что результат в его руках, что может этим результатом торговать, с точки зрения верующего просто глупец. Результат находится в руках Бога, невозможно торговать тем, что не находится в твоей власти. Церковь не может торговать раем или Божиим покровительством в земной жизни, а священник не может обещать «гарантированный результат» молебна — это не в руках священника, не в руках Церкви, это в руках Бога. Человек может выразить свою веру в Бога, благоговение перед Ним, смиренную надежду на Его защиту и покровительство, сделав пожертвование на храм — в том числе в форме приобретения свечи или внесения какой-то суммы денег за молебен, — но это не гарантирует результата. У Бога нет кнопки, на которую священник может нажать, чтобы получить нужный результат. Священник — как и мирянин — может только просить Его. Бог говорит, что даже самые богатые пожертвования и пышные ритуалы Он может отвергнуть, если человек не хочет жить в подлинной вере и послушании заповедям. Бога не подкупишь.К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис 1:11-18).

Хлеб вместо камня

   Интерес к оккультизму связан с двумя важными чертами нашей человеческой природы: во-первых, мы существа, наделенные глубокой тягой к духовному миру; во-вторых, мы существа глубоко уязвимые, физически и эмоционально. Как говорит Калигула в пьесе Альбера Камю, «люди умирают, и они несчастны». И Слово Божие открывает нам — почему. Дело обстоит, с одной стороны, хуже, с другой — гораздо, гораздо лучше, чем мы думали. У всех человеческих несчастий, всей боли и горя, всего зла мира, от распадающихся браков до мировых войн, есть один корень — грех. Люди пребывают в состоянии упорного и ожесточенного мятежа против своего Создателя. Как говорит Бог через пророка Иеремию, Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер 2:13). Наша беда гораздо глубже, чем болезнь, или бедность, или обиды, или даже одиночество, — наша беда в том, что мы отвернулись от Единственного источника мира, любви и радости, и эта беда может стать вечной, если мы не вернемся к Богу. Евангелие говорит нам о том, что мы можем вернуться к Источнику Воды Живой. Великая Тайна, по которой томится наше сердце, обладает личностной природой. К ней можно обратиться на «Ты». Ее можно полюбить; ей можно довериться; ей можно повиноваться, как Отцу, доверять, как Другу, служить, как Государю. Евангелие говорит, что высшая, предельная реальность, Источник и Податель всякого существования, преисполнена любви; более того, она и есть любовь. А еще Евангелие говорит (и это очень важно), что эта реальность — которую мы и называем «Бог», часто не задумываясь о том, что значит это слово, — вошла в наш мир в лице Человека, во всем подобного нам, кроме греха, — Господа нашего Иисуса Христа. Мы можем вернуться — нас зовут, дверь открыта, нас ожидает прощение и новая жизнь. «Приходящего ко мне не изгоню вон», — говорит Христос; тот, кто доверится Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, ту вечную радость, отблески которой мы видим иногда, в самые светлые моменты нашей жизни. Путь может быть нелегким; мы можем столкнуться с болью — как и другие люди. Но мы больше не блуждаем бесцельно и не мучаемся впустую; мы идем домой, туда, где Бог отрет всякую слезу, а всякая скорбь обернется вечным утешением. За всей пугающей непонятностью жизни стоит Его промысл; и если мы предадимся Ему в покаянии и вере, этот промысл будет для нас спасительным, ведущим за пределы земной жизни к жизни вечной и блаженной. Мы принадлежим Богу. Там, где мы бессильны, Он всемогущ. Там, где мы терзаемся неопределенностью, Он провидит всю нашу жизнь — и всю вечность — полностью, из конца в конец. Там, где мы блуждаем и спотыкаемся, Он неуклонно ведет нас к вечной радости. Многое в нашей жизни будет происходить не так, как мы хотим, и нам следует принять это с терпением и доверием; однако многое находится в наших руках и является областью нашей ответственности. Мы призваны принять то, что мы не можем изменить, изменить то, что можем, и научиться отличать одно от другого. Вопрос, который разделяет христиан и разнообразных «магов», — это вопрос о том, в чьих руках находится наша участь. Оккультист исходит из того, что его жизнь — как и жизнь других людей — контролируется какими-то другими силами, тоже сверхъестественными и надчеловеческими, но не Богом. Христианин верит в Божий Промысл и человеческую ответственность. Из этого различия в мировоззрении вытекают два совершенно разных типа поведения. Оккультист пытается как-то управлять этими силами, чертить пентаграммы, читать заклинания — христианин взывает к Богу: А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог (Пс 30:15).Оккультизм — это отказ от упования на Бога. Возможно, он совместим с теоретическим согласием, что Бог есть, но никак не с живым молитвенным общением с Ним. Но православная вера не является согласием с существованием Бога, это живое, определенное отношение к Богу. И лучше всего это отношение выражают слова литургической молитвы — «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».

По материалам журнала «Фома» № 12 (68), декабрь 2008 г

Сайт журнала http://www.foma.ru/

_

БЕСЕДА СО СВЯЩЕННИКОМ АЛЕКСЕЕМ МОРОЗОМ ОБ ИСКУШЕНИИ КОЛДОВСТВОМ

IMG_1386

   Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21)

   В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ШИРОКО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ПРАКТИКА ОБРАЩЕНИЯ К ЭКСТРАСЕНСАМ, ГАДАЛКАМ, АСТРОЛОГАМ, КОЛДУНАМ. ДАЖЕ СРЕДИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ТЕ, КТО НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ОБРАЩЕНИЕ К НОСИТЕЛЯМ ОККУЛЬТНЫХ ПРАКТИК – СМЕРТНЫЙ ГРЕХ. О ТОМ, ПОЧЕМУ ОПАСНО ОБРАЩЕНИЕ К КОЛДУНАМ, ЭКСТРАСЕНСАМ И ПРОЧИМ МАГАМ, КАКИМ ОБРАЗОМ ОНИ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ЧЕЛОВЕКА, И КАК ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ, МЫ БЕСЕДУЕМ СО СВЯЩЕННИКОМ АЛЕКСИЕМ МОРОЗОМ.

   Отец Алексий, существуют ли на самом деле колдуны, ведьмы, чародеи? Стоит ли их бояться?

   Этот вопрос сродни вопросу: «А существует ли духовный мир?». Да, существует. Существует Небо, Царство Божие, и существуют ад и поднебесье. Священное Писание нам ясно говорит о существовании демонических сил, и отцы Церкви учат нас духовной борьбе с ними. Например, житие священномученика Киприана и мученицы Иустины говорит нам о колдунах и магах, которые пытались противостоять вере Христовой. Ничего с прошлых лет не изменилось. Как были и есть подвижники Божии, служители Христа, так существуют и служители нечистой силы. В народе их называют колдунами, ведьмами, магами, бабками, дедками, гадалками, целителями, экстрасенсами. Эти люди сознательно (гораздо реже бессознательно), получив посвящение или родового беса-помощника, выполняют волю падших духов, разнося оккультную заразу в современном обществе. Верующему воцерковленному человеку их бояться не стоит, но знать, кто они и кому служат, необходимо. Воздействовать они могут только на тех людей, которые имеют неисповеданные смертные грехи и сильные страсти. Оккультно-магические действия могут сильно отразиться на здоровье и благосостоянии такого человека. Из Писания мы знаем, что нечистый дух мог вызывать глухоту, слепоту, горбатость и т.п. Если человек через свои грехи открыт воздействию падших духов, то и колдовское воздействие будет иметь силу.

   Если же человек старается жить по заповедям Божиим, имеет чистую совесть, регулярно молится, постится и причащается – ничего существенного они сделать ему не могут. И, вообще, без прямого попущения Божия с верующим человеком ничего случиться не может.

   Каким образом колдуны действуют на человека?

   Смертные грехи, страсти, наши вредные привычки являются своеобразными каналами, через которые нечистый дух может проникать в человека и наносить ему вред. Демонический мир действует на человека через то, что принадлежит ему. Грех – это своеобразная питательная среда для бесов. И в какой мере человек порабощен греху, в такой мере демоны господствуют и управляют им. Вспомним житие преподобного Антония Великого. Когда чародеи (в житии названные философами), узнав о святом, пытались досадить ему при помощи различных магических приемов, то потерпели поражение. Увидев свое бессилие, они пришли с покаянием к святому. Тот спросил их о днях колдовства и вспомнил, что в эти дни бесовские помыслы особенно сильно нападали на него. Бесы через помыслы пытались проникнуть в душу святого, но были пожжены молитвой. Поэтому очень важно контролировать свои помыслы и чувства, так как нечистая сила через них пытается овладеть человеком. Демоны внушают мысли, которые мы, если не ведем духовную жизнь, принимаем за свои. И это начало погибели.

   В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, ум, чувства и волю. Но особо хочется обратить внимание не на вселение демона в человека (беснование), а на овладение (одержимость) им. Именно овладение человеком наблюдается гораздо чаще, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вошел сатана в Иуду не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Апостол Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (см. Ин. 12, 6), потом полнее овладел его сердцем и, наконец, решительно вселился в него (см. Ин. 13, 2, 27). Здесь мы видим яркий пример того, как постепенно, посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия, демон овладевает душою грешника.

   Необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из наших слов, действий усматривают, согласно мнению Евагрия монаха, наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти.

   Кроме мысленной сферы, падшие духи могут воздействовать еще на наши чувства и волю. Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т.п.

   Опасение быть прогнанными заставляет бесов избегать открытых нападений, а избирать хитрые, обходные пути. Не случайно диавол именуется лукавым, а «лукавый» и «лук» – то есть изогнутый, не прямой – имеют один корень. Так, иногда бесы являются подвижникам в образе ангелов света и обманывают ложными видениями… Но, когда падший дух пытается прельстить человека, последний способен в этот момент понять, что сейчас происходит, и принять или отвергнуть видение.

   Батюшка, скажите, насколько тяжелый это грех – обращение к носителям оккультных практик?

   Любое обращение к носителям оккультных практик является тяжелым и даже смертным грехом. В Новом Завете мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом, и такую же неизменную и постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством. Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (см. Деян. 16, 18), хотя, казалось бы, она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те рабы Бога Всевышнего, которые возвещают путь спасения (Деян. 16, 17). Но апостол не желал истины из нечистых уст бесовских. По словам Священного Писания, дерево злое не может приносить добрых плодов, поэтому никакой «целитель», действующий демонической силой, пользы принести не может. Даже если он, вроде бы, читает молитвы и посылает человека в церковь поставить свечи и причаститься. За этим стоит только одно желание – вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.

   В Номоканоне (свод церковных правил и постановлений) сказано предельно ясно: «Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (то есть занимаются астрологией – авт.) шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трулльского собора и по 80-му Василия Великого, священник же, творящий это – да извержется».

   Батюшка, что такое заговоры, порча, сглаз, приворот?

   Заговоры являются всего лишь условными знаками, формулами обращения к бесам за помощью. Каждый заговор есть условная форма определенной просьбы. Это своего рода код или пароль, понятный тому, кому он предназначен. Для бесов важен сам факт обращения к ним человека именно в словесной форме. Только свободное личное обращение позволяет им получать все большую и большую власть над волею и сознанием человека. Порча и приворот являются магическими приемами колдующего. Порча – это наведение болезни, какого-либо психического дефекта или злоключения на человека. Приворот – это возбуждение влечения к кому-либо, желания всегда быть с ним рядом. Люди, которых приворожили для женитьбы, обычно часто ругаются с супругом (супругой), но и отдельно жить не могут. Их совместная жизнь – цепь постоянных страданий. Сглаз – это воздействие на человека посредством негативной энергии, часто передающейся через глаза. Есть взрослые и дети, восприимчивые к таковому воздействию. Если вы ощущаете такое воздействие, умойтесь святой водой (трижды) и прочтите 90-й псалом, молитвы «Да воскреснет Бог…», «Взбранной Воеводе…».

   Что делать, если человек знает, что в его отношении совершаются действия магического характера?

   Надо тщательно исповедаться и причаститься, собороваться и особенно внимательно бороться с греховными мыслями и чувствами. И далее как можно чаще посещать храм, исповедоваться и причащаться. Нужно ежедневно читать Псалтирь. Ни в коем случае не принимать от подозреваемого лица никаких продуктов и вещей. А если таковые уже есть у вас, их следует выкинуть. Нужно молиться за подозреваемого: «Спаси и помилуй, Господи, раба Твоего (имя), а меня избави от всякого зла от него исходящего». Чаще употребляйте крещенскую воду, прикладывайтесь к мощам с молитвой, купайтесь в святых источниках. А главное, помните: Без воли Отца вашего Небесного и волос с головы вашей не упадет.

   Нередко человеком овладевает мнительность, якобы у него в жизни все не складывается потому, что ему сделали порчу. Как этого избежать?

   Да, действительно, многие люди, не желая искать причину скорбей в себе, в своей страстности и греховности, приписывают ее сглазу, порче. Это глубокий самообман. Корни его кроются в желании самооправдания и сохранения прежнего образа жизни. Но Господь попускает нам скорби для того, чтобы мы исправились и изменились. И пока страсть не будет преодолена, болезнь, искушение не уйдет. И сглаз или порча здесь ни при чем. «Чем кумушек считать, трудиться…». Поэтому, прежде всего, надо посмотреть на себя со стороны, понять, отчего и для чего мне попускается та или иная скорбь. И, определив, с Божией помощью, начать исправлять свою жизнь.

   Отец Алексий, посоветуйте, как уберечься от влияния оккультно-магического содержания различных средств массовой информации?

   Самый простой путь – не смотреть и не читать подобного рода информацию. Понимать, что, проявляя интерес к этой сфере, мы привлекаем нечистую силу и раскрываемся для ее воздействия. Святые отцы всегда советовали хранить зрение и слух от вредной и даже лишней информации. Поэтому при встрече с ней надо или уклоняться от нее, или, если это невозможно, молиться про себя.

   Философы, психологи, социологи, да и вообще все здравомыслящие люди говорят о том, что в последние десятилетия в России идут деструктивные процессы, превращающие наш народ в толпу, лишенную общих целей и единства. Это происходит через разрушение традиций, осмеяние авторитетов и истории народа, посредством воздействия рекламы, телевидения и массовой культуры, разжигания несбыточных желаний и пропаганды безответственности. Если наш народ, и в первую очередь молодежь, не осознавая опасности, пойдет предложенным маршрутом, то гибель нашей державы неизбежна.

   Многие считают святочные гадания старинной народной традицией, безобидным развлечением. Так ли это на самом деле?

   Нет, как уже было сказано выше, любое гадание – это обращение в мир падших духов. Различные виды гаданий (на картах, бобах, кофейной гуще и т.п.) уходят своими корнями в глубокую древность. При гаданиях, то есть попытках при помощи нечистых духов заглянуть в будущее, люди хотели узнать свою судьбу, избежать возможных опасностей. В ветхозаветной и новозаветной религии такие попытки всегда осуждались, а гадалки побивались камнями или отлучались от Церкви. В Библии сказано: Не ворожите, и не гадайте (Лев. 19, 26).

   Почему человеку неполезно знать свое будущее?

   Во-первых, потому что будущее человека не предопределено. Господь имеет о каждом человеке Свой Промысл, цель которого – спасение человеческой души. При этом Бог не хочет лишать людей Им же Самим дарованной свободы воли. Человек волен выбирать свои поступки и действия, которые и определяют его будущее. Выбор же этот человек совершает на протяжении всей своей жизни.

   Во-вторых, человек развивается и телесно и душевно от младенчества до старости. Меняются разум, опыт, душевные расположения, физические силы. Если наше будущее показать нам таким, каковы мы теперь, то мы, скорее всего, его не примем правильно, или впадем в уныние, или, наоборот, в самодовольство.

   Батюшка, как относиться к астрологии, хиромантии и другим разновидностям оккультизма?

   Все вышеперечисленное является чистой воды сообщением с демонами. К оккультизму относятся: астрология, магия, экстрасенсорика, различные виды гаданий, уфология, спиритизм, масонство, теософия, антропософия.

   Люди, верящие астрологическим прогнозам, гаданиям, т.е. верящие в судьбу или рок (фаталисты) считают, что «невозможно идти против судьбы». Поэтому фаталистам, в сущности, незачем молиться Богу, иначе это противоречило бы их взглядам.

   Вера в Бога, имя Которому Любовь и Который создал человека для счастья, предполагает, что воля Бога Живого действует не механически, а ориентируется на нравственное состояние людей. Так, например, было с жителями города Ниневии. Бог возвестил через пророка Иону, что им через три дня за их страшные беззакония и нечестия придет наказание. Все ниневитяне покаялись в своих грехах, с постом, плачем и молитвами ко Господу, – и были помилованы. Точно так же за покаяние и исправление нрава могут быть помилованы любые грешники. Равно как искренним покаянием и молитвой и мы можем излечиться от любой болезни, изменить к лучшему свою жизнь. Воля Божия состоит в том, чтобы мы спаслись, но если наше желание с ней не совпадает, то Бог не принуждает, а оставляет нас в плену нашей злой воли.

   Что касается астрологии, то выделяют натуральную и юдициарную астрологию. Натуральная астрология занимается воздействием светил на животный и растительный мир, что, как научно доказано, действительно имеет свое место. Юдициарная же астрология пытается предсказать по взаиморасположению светил судьбы как народов, так и отдельных людей и осуждается Церковью как одно из направлений древнего магизма, связывавшего людей с миром падших духов. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к астрологическим предсказаниям и гороскопам, что свидетельствует об упадке истинной веры в нашем народе и непонимании людьми сути основных жизненных вопросов (предназначения человека, свободы воли, смысла жизни и т.д.).

   А как относиться к йоге и лечению гипнозом?

   Увлечение восточными религиями и даже практической йогой всегда содержит в себе элемент мистики и общения с потусторонним миром. Йога и была духовной практикой, подготовляющей человека к общению с демоническим миром. В хатха-йоге тело подготавливалось к встрече и способности контакта с «учителем», «гуру», который и является по сути своей демоном. Мне приходилось встречать немало одержимых йогов в психиатрических больницах, и многие из таких поврежденных обращаются в Церковь за духовной помощью. Поэтому занятия йогой как духовной системой, безусловно, вредны. Отдельные же физические упражнения, включенные в состав оздоровительной гимнастики, допустимы.

   Гипноз являет собой насилие над волей человека и был всегда порицаем святыми отцами. Человеку вводится определенная установка к действию, и он начинает жить по ней. Это оказывает огромный вред для всей психической деятельности человека, для его духовного роста и совершенства. Поэтому для православного человека практика гипноза не допустима.

   Батюшка, есть ли взаимосвязь между широким распространением различных оккультно-магических практик и тем, что молодежь не приходит в Церковь?

   Конечно, такая взаимосвязь существует. Человек, попавший в дьявольскую ловушку лжемистики, оказывается скован в своих духовных исканиях. Подчиненность демонической силе не дает ему возможности войти в храм Божий. Известны многие случаи, когда человек просто физически не может войти в церковь. Или по непонятным ему причинам ненавидит все церковное, освященное. И таких людей становится все больше и больше. Отсюда и многие хулиганские выходки и выпады против Церкви.

   Отец Алексий, как защитить от колдунов себя и своих близких?

   Как мы уже говорили выше, жить по заповедям Божиим, участвовать в церковных таинствах, молиться Богу, соблюдать посты, не совершать смертных грехов. Особенно бегать гордости, блуда, оккультных грехов и сребролюбия. Регулярно быть на богослужениях в храме, исповедоваться и причащаться. Обязательно ежедневно читать Святое Евангелие и Псалтирь за себя и близких. И тогда зло не приблизится к вам.

По материалам журнала “Славянка”, ноябрь, декабрь, 2012 год.

Сайт журнала http://www.slavianka.com/

Просмотров: (546)